В статье рассматриваются проблемы и противоречия в вопросах гендерного равенства в спортивной деятельности. Цель. Обосновать особенности формирования и становления представлений о гендерном равенстве в спорте, определить перспективы развития женского спорта и вероятные затруднения в планировании тренировочных нагрузок спортсменок. Методы. Анализ и обобщение научной литературы. Результаты. Сегодня проблема гендерного равенства приобрела особую значимость, поскольку в Украине активизируется борьба за утверждение демократических норм и принципов. Ключевыми принципами права в области прав человека являются недискриминация и равенство между женщинами и мужчинами. Идея продвижения женщин в спорте на всех уровнях и во всех структурах получила широкое распространение. Спорт стал мощным инструментом для расширения возможностей женщин в полной меререализовать свой потенциал. Происходит смена традиционной системы половых ролей и соответствующих ей культурных стереотипов. Выводы: Проведенное исследование свидетельствует о том, что гендерное равенство подразумевает равные возможности, права и обязанности для женщин и мужчин во всех сферах жизни, в том числе равный доступ к образованию и здравоохранению, равные возможности в спортивной деятельности. При этом гендерное равенство не означает, что женщины и мужчины одинаковы. Поэтому программы построения тренировочного процесса должны учитывать морфологические, функциональные и психологические особенности женского организма. Гендерное равенство означает, что интересы, потребности и приоритеты как женщин, так и мужчин следует учитывать. При разработке политики укрепления здоровья молодежи необходимо принимать во внимание гендерные стереотипы, которые оказывают отрицательное влияние на поведение и возможности девушек.
The article is concerned with the policy of gender equality in sports feature. Aim. The substantiation of the peculiarities of the formation and ideas about gender equal-ity in sport. Determine the prospects for the development of women’s sports and the likely difficulties in planning the training loads of athletes. Methods. Analysis and generaliza-tion of scientific literature. Results. Today, the problem of gender equality has acquired particular significance, since the struggle for the adoption of democratic norms and prin-ciples is becoming more active in Ukraine. The general principle of equality and non-discrimination is a fundamental element of international human rights law and equality between women and men. The idea of pro-moting women in sports at all levels and in all structures is widespread. Sport has become a powerful tool for empowering women to real-ize their full potential. There is a breakdown of the traditional system of gender roles and cultural stereotypes corresponding to it.Studies show that gender equality im-plies equal opportunities, rights and obliga-tions for women and men in all spheres of life, including equal access to education and health care, equal opportunities in sports activities. At the same time, gender equality does not mean that women and men are the same. Therefore, the programs for building the training process should take into account the morphological, functional and psychologi-cal characteristics of the female body. Gender equality means that the interests, needs and priorities of both women and men should be taken into account. When developing policies to promote health among young people, it is necessary to take into account gender stereo-types that have a negative impact on the be-havior and abilities of girls.